Александр Грушин: "Очень хорошо сказала Вяльбе: то, чего добились Легков и Черноусов – это не честь и хвала иностранцам." Отчет о послеолимпийском тренерском совещании в Тюмени.

В Тюмени прошло совещание тренеров, на котором наставники сборной России выступили с отчётами о работе, проделанной в олимпийском сезоне. Президент Федерации лыжных гонок России, трёхкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе раскритиковала работу тренерского штаба женской команды и заявила, что предложила возглавить команду знаменитому специалисту Александру Грушину. В своё время он возглавлял женские сборных СССР, СНГ и России и мужскую сборную России по лыжным гонкам, воспитав 15 олимпийских чемпионов и 23 чемпиона мира, а сейчас возглавляет управление по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки Олимпийского комитета России (ОКР). Подробности тренерского совещания сообщает специальный корреспондент портала TEAM RUSSIA-2014 Андрей Каща.

Тренерский совет длился без малого семь часов. За этого время успели выступить наставники всех сборных команд – юниорских, молодежных и национальных. От мужской команды выступили старший тренер Олег Перевозчиков, тренер второго состава Эдуард Михайлов и швейцарский специалист Рето Бургермайстер, под руководством которого тренируются олимпийский чемпион-2014 Александр Легков и бронзовый призёр Игр-2014 Илья Черноусов. От женской – Григорий Меньшенин. От спринтерской – Юрий Каминский.

Наибольшую критику от Вяльбе, а также тренеров из регионов получили Григорий Меньшенин и его помощник Дмитрий Бугаев. Президент ФЛГР очень жестко прокомментировала безмедальное выступление лыжниц на домашних Играх-2014. Также досталось наставнику женской молодёжной и юниорской команды Валентину Литвинцеву. По словам Вяльбе, молодые спортсменки, переходя в основную сборную России, теряются и не могут показать высоких результатов. В свою очередь, тренеры пытались объяснить причины плохих выступлений подопечных и найти слабые места в их подготовке.

«Безусловно, с женскими тренерами надо что-то делать, - заявила Елена Вяльбе. – Я благодарна Григорию Валентиновичу уже только за то, что он не дрогнул и взял женскую команду, когда она осталась без тренера. В прошлом сезоне у нас был результат – две бронзовые медали на чемпионате мира. Мы стали мечтать, что он будет и на Олимпийских играх. Но мягкость тренеров и методические ошибки привели к тому, что у нас была суперпровальная Олимпиада у женщин. Хуже выступать просто некуда».

После этого президент ФЛГР заявила, что предложила возглавить женскую команду легендарному Александру Грушину. Стоит отметить, что сам Грушин в этот момент находился в зале. Официально слово ему не давали.

«Сейчас для меня нет ничего неожиданного в словах президента ФЛГР, - признался Александр Грушин. – Неожиданно было, когда это произнесли при подведении итогов Олимпиады-2014 на заседании Экспертного совета Минспорта РФ. Там я впервые услышал, что меня хотят видеть в женской команде. Да, это моя стихия. Но если бы это предложение прозвучало несколько раньше – годика на полтора, я бы точно согласился. Сейчас у меня есть определённые обязательства перед Олимпийским комитетом России. В ОКР под меня создано научно-методическое управление. Там идёт большая работа по созданию инновационного центра. Перед сочинскими Играми мы разработали 12 уникальнейших научно-методических проектов. И сейчас уйти от этого не так просто. Этот вопрос нужно согласовывать с ОКР, потому что на Сочи-2014 моя работа не заканчивается. Она охватывает и Рио-2016, и Пьончанг-2018. Так что, тут есть, о чём подумать».

Далее слово взяли тренеры мужских команд. Рето Бургермайстер после своего отчёта, который с немецкого языка переводил менеджер сборной России Юрий Чарковский, держал ответ на многочисленные вопросы, связанные с существованием его группы в будущем. Общее впечатление: будущее группы, в которой раскрылись Легков и Черноусов, в тумане. В чём конкретно загвоздка и когда будет принято решение, Бургермайстер решил не уточнять.

Затем выступали Перевозчиков, Каминский и Михайлов. Хотя претензии были и к их работе, градус напряжения в зале к моменту их отчётов значительно спал. Вместе с тем, пару раз каждого из специалистов Вяльбе, а также тренеры из зала всё-таки «припечатали» меткими замечаниями об их работе.

Стоит отметить, что никаких кадровых решений по итогам сегодняшнего тренерского совещания принято не было. По словам Вяльбе, 16 апреля в федерации пройдёт заседание тренерского совета, а уже на следующий день нужно «идти с конкретными предложениями в Минспорт».

После совещания Александр Грушин высказал свое развернутое мнение о нынешней сборной России по лыжным гонкам и ее тренерском составе:

- Александр Алексеевич, какие-то новые тенденции за время вашего отсутствия в лыжных гонках появились?

- Меня всё время поражает один очень интересный момент. За время моего отсутствия появилось много нового. Мы все говорим об изменении формата и программы соревнований. Сейчас мы создали различные научно-методические группы, которые вроде бы должны привнести в наш вид спорта что-то новое. Но перед тем, как в 1984 году впервые прийти в лыжный спорт, я пролистал все данные, которые до меня сделали мои предшественники. Я собрал данные, начиная с 60-х годов: кто как тренировался, какие были методики. Я начал работать в тесном сотрудничестве со своими коллегами, которые стояли рядом – например, с Виктором Александровичем Ивановым, Борисом Михайловичем Быстровым. Я от них не отходил ни на шаг! Сейчас ситуация другая. Приходят молодые тренеры – и преподносят что-то новое. Но запомните: всё новое – это хорошо забытое старое. Все остальные методики, которые существуют, направлены на помощь тем концепциям, тем методическим направлениям, которые уже создала история. Лыжные гонки – наш, русский вид спорта. У нас должны все учиться. И вдруг приходят новые люди и начинают мне, грубо говоря, рассказывать о силовых блоках, о силовой подготовке… Я задаю тренерам обычный вопрос: «У меня спортсмен проходит за тренировку 50 км, толкаясь. Здесь есть силовая работа?» На этот глупейший вопрос могут ответить, что её не существует. Я могу привести пример Раисы Сметаниной, которая ни разу не могла подтянуться, но, однако, выигрывала всё! Потому всем этим тренерам, которые рассказывают про новые концепции, мне бы хотелось рекомендовать обратиться к истокам, которыми богат именно наш спорт. Нет ничего нового. Просто надо кое-что поворошить. Вот и всё.

- Какое ваше отношение к мини-группам, одна из которых в течение нескольких лет функционирует и в сборной России?

- Мини-группы создаются не от хорошей жизни, а только потому, что какое-то направление не имеет чётких концепций, куда идти. Они находятся в поиске. Создаётся мини-группа. Но если бы эти мини-группы работали в тесном сотрудничестве между собой, из этого бы что-то получалось. Но когда они созданы, и каждый творит, что считает нужным, ничего хорошего не получится. Вчера я присутствовал на совещании тренеров. И мне очень странно слушать, когда тренеры сборной России задают вопросы своим коллегам по национальной команде. Но это же ваш тренерский коллектив, который работает со сборной командой! Вы внутри себя решайте, какая методика, какая взаимосвязь, как и куда дальше двигаться. Вы же показываете перед наставниками из регионов, что у вас разношёрстный тренерский коллектив. Вы даже у себя не можете навести порядок. О чем дальше говорить? Но это лично моё мнение.

- Вы соскучились по тренерской деятельности?

- Вы понимаете, я всю жизнь был практикующим тренером. Естественно, эти вещи не забываются, хотя у меня в жизни был очень тяжёлый период времени, когда я оказался невостребованным. Поэтому сейчас я говорю: «Да, я соскучился. Да, у меня есть интерес». Вы знаете, я задаю тренерам вопросы о тренировках: «Почему вы это делаете?» Они отвечают: «Эта методика используется, грубо говоря, в тренировках штангистов, а эта – велосипедистов». И не от одного я не услышал, какая методика используется в лыжных гонках. И когда я напрямую задаю вопрос: «А знаете ли вы, какая методика была в команде до вашего прихода?» Ни от кого я не получаю ответа. Как же вы пришли работать, не зная, что делали ваши предшественники?! Вы можете их хаять, не уважать. Но раньше были успехи. Вы возьмите, полистайте конспекты или просто придите и поговорите с ними. Вот я в ОКР сижу, в 50-и метрах от офиса ФЛГР. Ко мне в кабинет заходят много иностранных специалистов, которых мы наприглашали: и Маркетто, и Полтавец, и Пихлер, и многие другие. Никто из наших не зашёл ни разу!

- Как вы оцениваете результаты сборной России за последний четырёхлетний цикл?

- Я считаю, что в данной ситуации нужно просто засучивать рукава и работать. Большой потенциал есть в мужской команде. Хотя, по моему мнению, и там не всё благополучно. Очень хорошо сказала Елена Валерьевна Вяльбе: то, чего добились Легков и Черноусов – это не честь и хвала иностранцам. Они взяли сливки, нашу элиту. И надо им просто сказать спасибо, что не погубили их. Я не вижу ничего позитивного в спринтерской группе: там есть один Крюков, а со всеми остальными – не очень радужная картина. Конечно, набор спортсменов в сборной России интересный, а вот реализация таланта даже того же Вылегжанина оставляет желать лучшего. Да, есть задел. Только надо перестроиться и начать работать.

- У женской части сборной есть потенциал?

- Есть.

- У всех?

- Вы считаете, что не у всех?

- Просто они приучили нас к своим скромным результатам...

- Совершенно верно! Вот вчера были отчёты тренеров. Молодёжная сборная делает объём 7,5 тыс. км, а взрослая не набирает и 7 тыс. Вы понимаете, это основа базовой работы… Мы же бросаемся в науку, мы ищем средства восстановления. Для чего нужны средства восстановления? Чтобы восстановиться и сделать ещё больше работы. Мы же, наоборот, восстанавливаемся – и делаем меньше. Для чего тогда тренируемся? Я эти моменты никак не могу понять.

- Вы готовы к миссии спасателя женских лыжных гонок, на которого все надеяться?

- Меня не пугают трудности, с которыми придется столкнуться. Когда я приходил полностью работать в лыжную команду после 1985 года, я ухитрился подвести девушек к такому уровню, что через два с половиной года они стали основными участниками Олимпийских игр. И ситуация, в которой мы находились в 1984-1985 годах, она где-то похожа на нынешнюю ситуацию.

- Сейчас вы вернётесь в Москву. Что дальше? Вы пойдёте к начальству отпрашиваться в лыжные гонки?

- С начальством я уже разговаривал на эту тему. И оно, если честно, озадачено.

- И ответа пока нет?

- Мне было сказано: любая помощь лыжникам – да. Но мой полный уход руководство ОКР пока не поддерживает."

 

Рето Бургемайстер: "Вопрос с существованием нашей группы до сих пор открыт"

Василий Парняков и Майя Гусейнова: "Два человека - швейцарец и немка - спасли лицо российских лыж в Сочи 2014!"

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.

5 комментариев

Маразм крепчает и наступает расширенным фронтом...Вместо того, что бы учиться и развиваться, мы засучим рукава и всех в стойло. Где великие школы у Домрачевой, Соукаловой, Гаспарин, Фуркад - индивидуальный подход к спортсменам, и бегут с каждым годом все лучше. А уж как сказано про Рето - просто идиотизм, кроме как зависть и вредительство со стороны Вяльбе - никак не назовешь. Все очень грустно....

Как раз люди еще те же и не апривыкли к самостоятельности.
К сожалению, массовые допинг-скандалы сильно пошатнули веру в чистоту наших славных побед, особенно женщин. Соответственно, полного доверия даже Грушину нет.

Как это интересно:
угробление и ушатывание спортсмена на грани перетрена ради больших циферок называется тренерской деятельностью и реализацией потенциала.

Жалко человека, честно говоря. Уверен, что с его назначением ничего не изменится. А уж оценка работы Рето - вообще за гранью. Илья-то сливки?! Элитным он стал именно у Рето! Неужели настолько память коротка? Досвидос, короче. Как ни обидно это звучит для легендарного человека, увы.

мммдаааа... Конечно Выдающийся тренер, но к сожалению его время уже ушло. Не получится всех построить и заставить маршировать. Люди не те уже.