Борьба с допингом и права человека: где провести черту?

balco-steroids

США была одной из самых сильнозараженных допингом стран. Знаю об этом не из газет, я активно соревновался в Штатах в начале 90-х, когда допинг там пышно цвел даже на студенческом уровне. Именно тогда легкая атлетика стала стремительно терять свою популярность в Северной Америке. Создавалась парадоксальная ситуация – пробеги по шоссе длиной от 2-х миль и до марафона росли, как на дрожжах, джоггеры продолжали заполонять парки и обочины дорог, а на стадионы люди перестали ходить вообще! Причем и в качестве зрителей, и в качестве участников соревнований. Группы атлетики резко сократились в размерах, доходило до того, что athletics scholarships (спортивные гранты на обучение для легкоатлетов) оставались невостребованными в некоторых университетах! Возник огромный разрыв между имиджем бегового движения как становым хребтом здорового образа жизни продвинутого американца и имиджем легкой атлетики как «грязного» спорта.

Эта ситуация совсем не устраивала и американскую атлетическую федерацию, и гигантов спортивного бизнеса. В конце 90-х федерация США поставила задачу вернуть атлетике лидирующие позиции в спортивной иерархии. И первоочередной задачей стало соглашение с федеральными службами о совместной антидопинговой борьбе. Знаменитой дело лаборатории БАЛКО стало отправной точкой в процессе очищения американской атлетики от допинга.

Сейчас Штатовское НАДА чуть ли не каждый год отправляет своих звезд подумать над своим моральным обликом то на несколько месяцев, то на несколько лет. Последний громкий пример – чемпион мира и Олимпийских Игр ЛаШон Меррит. Многие российские наблюдатели считают, что подобными действиями американцы убивают свой спорт. Однако за последние 4 года легкая атлетика в своей популярности пошла круто вверх. Битком забитые трибуны на легкоатлетических стартах, вернувшаяся массовость студенческого спорта, а это фундамент всего спорта в США – от джоггеров до диванных болельщиков. И, что любопытно, результаты про-атлетов не рухнули вниз, как пророчествовали пессимисты. А в самых популярных видах – беге на средние и длинные дистанции и марафоне в Штатах настоящий прорыв!

После атлетики взялись и за игровые виды: культовые бейсбол, американский футбол, баскетбол. За доперами в играх стоят совсем другие деньги, чем в атлетике, но уже надломились такие идолы спорта, как Алекс Родригес, например, один из лучших бейсболистов всех времен и народов. Антидопинговым энтузиастам удалось донести до самых широких слоев американского общества, что допинг - это нарушение принципа fair play (честной игры) и, если брать практическую сторону вопроса, нарушение принципа честной конкуренции. И теперь хозяевам клубов и Лиг очень трудно сохранять свое лицо в защите неприкосновенности своих звезд. К тому же всем уже видна прямая связь между наркотрафиком и допингом.

Однако существует еще одно фундаментальное понятие западного общества – права человека. И тут антидопинговая борьба идет на грани фола. Само наличие в спорте всех этих процедур сдачи допинговых проб, внезапных проверок, почасовой отчетности о своем пребывании нелепо и противоречит духу спорта – свободному занятию свободных людей. Иногда мне даже жаль, что спорт приносит столько славы и денег, что привлекает огромное число мошенников, которые в другом случае о спорте как своем занятии даже и не думали бы. Но реалии таковы, что сейчас ВАДА защищает честных спортсменов от атлетов-мошенников (в идеале). И именно поэтому подавляющее большинство спортсменов, скрепя сердце, все-таки поддерживает антидопинговые правила.

Размах этой борьбы США за самоочищение весьма недооценивается в России. Хотя влияние решений, принятых в далеких от нас Штатах, трудно переоценить. Именно они торят дорогу новому спорту. Как торили дорогу тому профессиональному спорту, которым сегодня живут миллионы. Поэтому я привожу здесь статью об очередном решении американского суда по делу БАЛКО. Оно крайне любопытно для российских любителей спорта в особенности под углом «дела Панкратова».

Василий ПАРНЯКОВ

Апелляционный суд: федеральные агенты не имели права забирать допинговые пробы игроков.

Постановление суда сделает невозможным использование правительством материалов, изъятых в процессе обыска лаборатории BALCO, так как  у агентов было разрешение на изъятие лишь 10 проб.

Как постановил в понедельник апелляционный суд, агенты федеральной службы во время обыска лаборатории BALCO незаконно завладели конфиденциальной информацией о результатах проверки на допинг сотен профессиональных спортсменов. Суд обязал нарушителей возвратить все документы и записи.

Это уже третье решение  Девятого Федерального окружного апелляционного суда, направленное против злоупотреблений полномочиями, которые даёт ордер на обыск, имевших место в 2004 году в  ходе расследования дела BALCO. Тогда подозревалось, что BALCO незаконно сбывает запрещённые вещества десятерым ведущим бейсболистам Высшей Лиги, в том числе Барри Бондсу - бывшему члену Сан-Франциско Джайентс.

Трое судей из федерального окружного суда за последние шесть лет в ходе рассмотрения разных дел признавали в своих решениях, что были нарушены права спортсменов на защиту от необоснованного обыска и конфискации, когда агенты извлекли данные о сотнях профессиональных спортсменов, а не только о тех десяти, на которых у них был ордер.

По итогам разбирательства нового иска, поданного Бондсом, федеральный суд постановил в июне, что лабораторные результаты не могут быть использованы против него на разбирательстве по делу о лжесвидетельстве Бондса, если только его тренер не подтвердит, что анализы крови и мочи действительно принадлежали бывшей звезде Сан-Франциско Джайентс. Тренер, Грег Андерсон, отказался давать показания против своего старого друга и получил за неуважение к требованиям суда 15 месяцев тюрьмы.

Все одиннадцать членов состава судей апелляционного суда согласились пересмотреть решение, вынесенное в августе 2009 года тремя членами суда. То решение предполагало, что правительство действовало не в согласии с ордером на обыск, нарушив права спортсменов, и теперь должно вернуть все конфискованные документы Главной лиге бейсбола.  Судьи  апелляционного суда также поддержали решение нижестоящего суда отменить все повестки в суд по этому делу.

Незаконно полученные улики доказывают, что у 104 игроков Главной Лиги бейсбола в крови присутствовал допинг на момент скрининга в 2003 году. Но судьи согласились с предыдущим решением суда, что «правительство своими действиями продемонстрировало полное безразличие к правам третьей стороны» и к тем последствиям, к которым может привести обнародование результатов анализов.

Полная версия постановления суда включала составленный Алексом Козински перечень указаний касательно  проведения обыска в случае наличия компьютерных баз данных с данными, доступ к которым ордер на обыск не предоставляет.

Трое из одиннадцати судей (все три - ставленники Дж. Буша) выразили несогласие с мнением большинства относительно норм обыска.

Элиот Петерс, адвокат из Сан-Франциско, представляющий интересы бейсболистов, сообщил, что, если правительство не направит в Верховный Суд прошение о пересмотре дела, то  постановление окружного суда «положит конец произволу властей в обращении с изъятыми материалами».

По словам юристов, в отсутствие лабораторных данных правительству будет чрезвычайно сложно, а то и невозможно предъявить хотя бы одному игроку (даже Бондсу) обвинение в употреблении запрещённых веществ.

Источник: LATimes

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.

11 комментариев

общественное мнение это сила на которую опираются все стороны процесса. но это точно, что маятник качнулся против допинга в последнее время в цивилизованных странах. доходит потихоньку до народа, что платить за просмотр нафаршированных атлетов это поддерживать мошенническую схему.
конечно в федерациях сидят люди, которые зарабатывают на всем, от покрытия допинга до слива инфы, но это не повод отказываться от принципов, а повод разобраться в том, кто тобой управляет.

Оперы, может, и разные, а вот в подходе к допингёрам прослеживается определённая закономерность: залетает в разы больше, а вот чьи положительные пробы оглашать – здесь уже начинается большая политика…
Достаточно вспомнить «Операсьон Пуэрто» в велоспорте. Тоже накрыли лабораторию с компроматом на половину мировой элиты. Вот уж бомба была! Ну и что в результате? Выдавили на пенсию некоторых звёздных ветеранов типа Ульриха или дали Вальверде выиграть «Вуэльту», а потом хлопнули на 2 года. Бассо вообще непонятно за что дисквалифицировали. А остальные, кто сам в тихую не ушел, такое ощущение, что так и висят на крючке и в любой момент могут быть засвечены.
Так и с BALCO. Поймали 10 человек на «препарате, который не ловится», в ходе проверки обнаружили ещё 100 таких же. Суд решает: 10 пойманных «мошенников» казнить, а 100 «мошенников», которых не искали, помиловать. Имеем классическую палку о двух концах: с одной стороны защищены права «жуликов в законе», с другой – нанесён сокрушительный удар по «чистоте спорта», многие титулы и деньги отошли обманщикам (значит есть смысл рисковать, если ловят 10% допингёров), а народ получил ещё одно подтверждение, что на высшем уровне соревнуются «наколотые», их в разы больше, чем контролирующие структуры могут поймать «по правилам» (судя по этому случаю, где-то 90% находятся в тени), детей в такой спорт отпускать нельзя, и т.д., и т.п...

Ну а защищать спортсменов от «беспредела» ВАДА можно законодательством, если не получается международным, то есть внутреннее/национальное. Например, когда теннисисты взвыли от новых правил ВАДА, король Испании издал закон, что на территории его государства производить проверки в ночное время запрещено! И всё! С 23:00 до 8:00 спите спортсмены в Испании спокойно! В США тоже есть практика защиты спортсменов в общегражданских судах.

Кстати, как раз по теме, сейчас с BALCO судится звезда профессионального бокса Шейн Мозли, его как допингёра собирался засветить в своих мемуарах основатель лаборатории BALCO Виктор Конте (вполне вероятно, что он был в числе тех самых 104-х «теневых»). Мозли, конечно, сначала заявил: мол я ни сном, ни духом… Но на суде (помятуя, как за лжесвидетельство мордовали Марион Джонс) сделал поправочку – да, я знал, что это ЭПО (там ещё фигурировали и стероиды), но не был в курсе, что это запрещенные препараты! Во как! Даже требует компенсацию за моральный ущерб в размере 12 млн. долларов! Кстати, Марион Джонс тоже тогда подавала на Конте в суд, но дело проиграла. Теперь посмотрим, как в американской Фемиде работает система прецедентов. Выиграет ли дело в аналогичной ситуации Мозли? Причём, следует заметить, что никто его на «красную карточку» не садит и даже временно от боёв не отстраняет. Вот такая избирательность по федерациям и видам спорта – в лыжных гонках отстраняют при первой же «утечке в СМИ подозрения в использовании допинга», а в профессиональном боксе – участвуй, напичканный стероидами, хоть в бою «всех времён», не идёт на пользу ни спорту, ни соблюдению прав человека, т.к. нет равенства всех перед законом. И в этом весь тормоз.
Опять же, если в некоторых Федерациях не могут даже ликвидировать эти пресловутые «утечки инфы, которую нельзя разглашать до вскрытия пробы А», то о каких соблюдениях прав спортсменов можно говорить? Это же элементарно пресекается парой-тройкой расследований с последующими показательными судебными процессами. Но этого не происходит, потому что ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО. Это как у нас есть прокуратура и военная прокуратура, которые очень редко пересекаются…

Василий ПАРНЯКОВ

Это был аргумент ad absurdum :)

Эта история лишь повод для обсуждения базовых принципов, по которым сейчас живет спорт. Но проблему стоит обсуждать со всех аспектов. И аспект прав человека очень важен. И наша позиция очень важна для судьбы всего спорта и судьбы отдельных спортсменов. Мы - квалифицированное и влиятельное сообщество, которое воздействует на течение событий.

Конкретно о судьбе Панкратова говорить, конечно же рано. Но не стоит удивляться, если многие атлеты, даже те, кто никогда в своей жизни не прикасались к капельницам, будут на стороне Коли.
И это повод для ВАДА более четко определить свою позицию по таким тонким вопросам.

Согласен с Вашими аргументами. Однако у этой медали может быть несколько сторон. Если спортсмен действительно везёт капельницу и лекарства маме, то проблем с этим никаких быть не должно. Мне кажется мы забегаем во всей этой истории слишком далеко вперёд, чтобы делать какие-то выводы в этой ситуации. Может следует дождаться комментариев спортсмена и исходя из этого судить?!?
Хорошо конечно, если наши спортсмены везут капельницы в машинах исключительно для мамы. Похвально.

У нас тоже скоро будет полиция.....вот тогда о правах человека можно будет забыть((( если закон примут в том виде как он вынесен на обсуждение...и такой прокол как с БАЛКО у полицаев будет нормальным явлением оперативной деятельности))))

Василий ПАРНЯКОВ

Самое прямое, на мой взгляд.
Разве в Антидопинговом кодексе написано, что про-атлет не имеет право перевозить в своем багаже вещество, которое не находится, насколько я понимаю, в списке запрещенных ВАДА веществ. А даже капельница, использование которой, опять-таки насколько я понимаю, запрещено про-атлетам ВАДА, не является сама по себе предметом, владение которым запрещено.
Лично мне сам вид капельницы противен, но я понимаю, насколько далеко все это может зайти.
Если я, про-атлет, возвращаюсь домой со стартов и везу своей маме лекарство, содержащее запрещенное ВАДА вещество, и у меня даже есть чек из аптеки. Потом меня на границе проверяют, находят это лекарство и... я сразу должен доказывать, что это для мамы, а мне-то не верят! Хоть в этом случае презумпция невиновности должна работать!
Это все равно, что если вы идете на пикник с ножом для разделки мяса, то тогда вы обязаны доказать полиции, что вы не участвовали в убийстве, которое произошло вчера в соседнем городе. Вернее, произойдет завтра :)

Спасибо за поправку. Главное что Вы поняли, что я имел ввиду :) ))

Согласен с Вами Василий. Осталось лишь не совсем понятным, какое это имело отношение к случаю Панкратова.

Не "юриспруденции", а "юрисдикции". ;)

Василий ПАРНЯКОВ

Сергей!
Я полностью разделяю принципы "честной игры" и "честной конкуренции" и считаю, что "права спортсменов на право соревноваться на чистых условиях без допинга, по общепринятому регламенту ВАДА" должны быть защищены!

"И именно поэтому подавляющее большинство спортсменов, скрепя сердце, все-таки поддерживает антидопинговые правила." - я отношусь к этому большинству :)

Сейчас существует пропасть между про-спортом и спортом как "свободным занятием свободных людей", увы. Когда эта пропасть достигает критического размера, то спорт вырождается в шоу-бизнес. Там свои правила. Пока, к счастью, спорт держится за свои корни, как бы их не пытались подрубить доперы.

Я вполне сознаю профессиональные обязательства профессионального атлета и считаю нарушения таких обязательств настоящим мошенничеством. Однако, я хочу обратить внимание на аспект защиты прав человека, потому что если общество не борется против полиции, защищая свои права, то полиция вырождается из правоохранительного органа в орган карающий. История Россия полна такими примерами. Именно на системе сдержек и противовесов зиждется цивилизованное общество.

Я знаю, что игровые Лиги США не подписали соглашения с ВАДА. Я привел этот кейс как явный пример нарушения прав человека в пылу антидопинговой борьбы. С одной стороны жаль, что мошенники не будут выведены на чистую воду, с другой - здорово, что полиция не всесильна даже в столь полицейской стране, каковой после 9/11 стали Штаты!

Само наличие в спорте всех этих процедур сдачи допинговых проб, внезапных проверок, почасовой отчетности о своем пребывании нелепо и противоречит духу спорта – свободному занятию свободных людей.

Ошибаетесь дорогой. Если говорить о профессиональном спорте, то это не свободное дело свободных людей, а профессиональная деятельность регламентированная в вопросах спорта соответствующей спортивной федерацией, а за вопросы регуляции антидопингового кодекса (законодательства) и борьбы с ним отвечает ВАДА. Таким образом атлет будучи профессионалом и имеющий лецензию от данной федерации при получении этой самой лицензии обязуется следовать правилам этих организаций. В случае с Панкратовым соответственно следует учитывать регламенты ФИС и ВАДА.

Пример США связанный с работой БАЛКО здесь не совсем уместен, поскольку если Вы не знали прежде, профессиональная бейсбольная, баскетбольная и хоккейные лиги северной америки не подписали соглашение с ВАДА и таким образом находятся вне юриспунденции этой организации. То что описано в Вашем кейсе не имеет прямого отношения к ВАДА, а связанно непосредственно с работой соответствующих департаментов США и относится к другой опере.

Многие видимо переживают за судьбу и дальнейший ход развития событий в деле Панкратова, однако не надо на эмоциях сопереживания путать вещи и пытаться ставить ситуацию под знаком вопроса с заголовком: "Где же права спортсмена на свободное занятие свободных людей?"

А как же права спортсменов на право соревноваться на чистых условиях без допинга, по общепринятому регламенту ВАДА?