Соревновательный допконтроль нужно отменить!

doping
sportcom.ru

Мнения западных специалистов о проблеме допинга в лыжном спорте. Россия под прицелом антидопинговых служб.

После победы в индивидульном спринте в Дюссельдорфе две недели назад у Алексея Петухова спросили об источнике его сил на пресс-конференции. Для большинства лыжников ответ прост: тренировки, талант, хорошая техника. Но для Петухова этот вопрос оказался непростым. Ведь за последний год четверо лыжников из его страны были дисквалифицированны за нарушение Антидопинговых правил.

«Допинговый скандал, который был летом, очень неприятно на нас сказывается, - сказал Петухов после описания своей карьеры. – Но наша спринтерская команда чиста, и всегда будет бороться чистой».

В последний месяц страна Петухова оказалась в центре внимания в связи с критикой слишкой мягкой антидопинговой политики ФИС. Когда выяснилось, что призеры первого этапа Кубка Мира в норвежском Бейтоштолене не проходили допконтроль, лыжники и тренеры обрушили шквал обвинений на федерацию.

Возмущение также вызвала программа по внесоревновательному допконтролю, когда спортсмены рассыпаны по всему миру, и не все тренируются в местах проведения Кубка Мира. Североамериканцы предположили, что россияне – а, возможно, и представители других стран – не подвергаются таким жестким проверкам, как они.

На сайте skitrax.com были процитированы слова капитана сборной Канады по лыжным гонкам Дэйва Вуда: «За пределами Северной Америки многие вообще ничего не делают». А помощник тренера сборной США Джастин Водсворс заявил сайту fasterskier.com, что именно во внесоревновательный период все и происходит.

Антидопинговый эксперт FIS Расмус Дамсгаард заявил, что антидопинговая программа Фис нацелена на спортсменов с подозрительной историей и на спортсменов из стран с недостаточным допконтролем, как Россия. Такие спортсмены «группы риска» проходят допконтроль до 10 раз в год, общая стоимость этой программы превышает весь доход ФИС, получаемый от спонсоров беговых лыж.

Майкл Анден, австралийский антидопинговый специалист, который работает в ВАДА, заявил, что антидопинговая программа ФИС - одна из сильнейших в мире и заслуживает большего доверия.

В прошлом федерации видов спорта на выносливость проводили допконтроль и в соревновательный, во внесоревновательный сезоны. Оба периода были важны: во внесоревновательный сезон запрещенные препараты помогают спортсмену переносить большие нагрузки и быстрее восстанавливаться, тогда как во время соревнований допинг помогает лучше выступать.

Однако последние 10 лет FIS, так же как и другие федерации видов спорта на выносливость, постепенно создали программу профайлов крови атлетов. Мониторинг этих профайлов в течение протяженного времени позволяет определить отклонения от нормативных показателей, которые косвено свидетельствуют о наличии запрещенных субстанций, при этом совершенно необязательно определять какие-то определенные вещества в крови. С развитием этой программы FIS стала брать меньше проб после гонок.

«Несколько лет назад мы предложили FIS вообще прекратить брать соревновательные пробы и сосредоточится только на внесоревновательном допконтроле. Конечно, это неполиткорректный подход, но с точки зрения борьбы с допингом, это самое правильное решение», - заявил Дамсгаард.

Сегодня большое число ФИС-овских внесоревновательных проб берется в соревновательный сезон. Это часть программы кровяных профайлов. Но федерация также берет значительное количество проб и во внесоревновательный сезон, чтобы получить данные спортсменов в тренировочном процессе. В дополнение к ФИС действуют Национальные анти-допинговые организации (НАДО). Но, как утверждает генеральный директор ВАДА Давид Хоуман, НАДО призваны лишь поддерживать определенный минимальный стандарт тестирования, они должны брать соревновательные и внесоревновательные пробы – уровень качества и количество тестов не оговаривается.

«По правилам, ни одна страна не обязана проводить определенное количество тестов или проводить их каким-то определенным способом», - заявил Хоуман.

РУСАДА собрала 194 соревновательных и 140 внесоревновательных проб в прошлом году. Критика в отношении РУСАДА, по словам Хоумана, была не по адресу, потому что вся ответственность за внесоревновательный допконтроль элиты пока лежит всецело на спортивных федерациях отдельных видов спорта, как ФИС. НАДО играют лишь вспомогательную роль.

Генеральный секретарь ФИС Сара Льюис признала, что ФИС «разделяет» ответственность с каждой НАДО за внесезонный допконтроль. В конце ноября ФИС опубликовала список, в котором значится более 350 внесоревновательных проб, из них 136 – тесты мочи. Канадский лыжник Девон Кершоу заявил на это: «136 тестов мочи – это значит, что не каждый лыжник Кубка Мира прошел проверку даже 1 раз в году».

Дамсгаард пояснил, что атлеты с длинной историей чистых проб, дающие правильную информацию о местах своего пребывания, вычеркиваются из списка проверяемых во внесоревновательный сезон. То же касается спортсменов, в чьих странах НАДО доказали свою состоятельность и компетентность. Это позволило ФИС сузить список проверяемых до 40-50 атлетов.

«Некоторые лыжники проходят проверку минимум раз в месяц, начиная с мая. Некоторые сдают 4-5 проб, другие 3-4», - заявил Дамсгаард.

Что касается россиян, то, по словам Льюис, их проверяют особенно тщательно, потому что список попавшихся на допинге говорит сам за себя.

«Увеличение количества проб ничего не даст. У нас есть профайлы ЭПО, у нас есть кровяные профайлы. Любые отклонения вызывают у нас подозрения, - сказал Дамсгаард. – Но реальная проблема для нас – это то, что юридическая база, позволяющая выносить обвинения подозреваемым в мошенничестве спортсменам, сильно отстает от методов проверки».

Дамсгаард утверждает, что он может наблюдать отклонения в пробах атлетов, но не всегда имеет право действовать. В качестве примера он привел дела трех россиян, которые сдали положительные допинг-пробы на ЭПО в январе 2009 года.

По правилам ВАДА, ФИС может зафиксировать положительные пробы только по двум видам ЭПО, тогда как на «черном рынке» можно приобрести 198 видов.

Так что, получается, что Дамсгаард нашел допинг в пробах россиян, но ничего не мог с этим сделать, пока ВАДА не утвердила новые стандарты тестирования в мае.

Это хороший пример фрустрации, которую чувствует антидопинговый администратор в спортивной федерации.

«Вы можете видеть много атлетов с положительными допинг-пробами вокруг... но законодательная система сильно отстает от медицины», - заявил Дамсгаард.

Австралийский эксперт Ашенден призывает спортсменов требовать изменений в законодательной системе ФИС, а не в антидопинговой программе, которая и так весьма хорошо работает. Например, предоставить право антидопинговым администраторам отстранять от соревнований спортсменов с сомнительными кровяными профайлами, что позволит исключить участие в соревнованиях спортсменов, подозреваемых в мошенничестве, без обязательства взваливать на себя бремя предоставлять доказательства, необходимые для двухгодичной дисквалификации лыжника.

Эти меры уже одобрены ВАДА, теперь очередь за федерацией.

«ФИС будет вынужден отреагировать, если спортсмены и тренеры придут и заявят, что они хотят, чтобы федерация это сделала», - утверждает Ашенден.

Такая практика уже осуществляется в случае повышенного гемоглобина. Спортсмены с повышенным уровнем гемоглобина отстраняются от старта на пять дней.

Теперь все зависит от лыжников. Допуск к старту по данным кровяного профайла начнет осуществляться, когда чаша терпения будет переполнена, и лыжникам надоест выходить на старт с атлетами, которых они подозревают в употреблении допинга.

Более строгие правила позволят лучше ловить мошенников, но и повысят риск ошибиться, приняв за положительную пробу естественные отклонения.

Воспользовавшись шумихой вокруг антидопинговой программы ФИС, спортсмены стали требовать большей прозрачности в этом вопросе.

«Насколько мне известно, атлеты не получили никакой информации об изменениях в антидопинговой деятельности ФИС. Я думаю, большинство атлетов были бы рады, если бы их информировали больше на этот счет», - заявила американская лыжница Киккан Рэндалл.

«Мы не можем раскрыть, где и когда будут браться пробы, как и кто их будет брать» - заявила Сара Льюис. Она приветствует консультации атлетов с ФИС, но делать публичные заявления о действиях ФИС в этом направлении отказалась, поскольку, по ее мнению, это будет иметь «контрпродуктивные последствия».

Но Дамсгаард заявил, что он собирается занять более активную позицию и информировать спортсменов и всех остальных о положении дел в Кубке Мира. В ближайшие несколько лет он планирует провести несколько встреч, на которых будет рассказано о его работе и анти-допинговой программе ФИС.

«Они даже не представляют, как далеко продвинулись анти-допинговые исследования и возможности применения профайлов. Я согласен с атлетами, что они должны быть проинформированы об этом», - заключил Дамсгаард.

Автор: Nathaniel Herz, fasterskier.com

Перевод: Майи Гусейновой для сайта skirun.ru

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.

1 комментарий

Интересная статья, получается, ФИС проверяет только наших?