Елена Вяльбе: "Хотя в спринтах у нас и бывают медали, но я всё равно считаю, что это однозначно не наши гонки!"

О прошедшем международном сезоне специальному корреспонденту портала TEAM RUSSIA-2014 Андрею Каща рассказала президент Федерации лыжных гонок России, главный тренер сборной России, трехкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе.

"Не скажу, что завершившийся международный сезон получился для сборной России очень хорошим, - заявила Елена Вяльбе. – Скорее, удовлетворительным. Я не совсем довольна чемпионатом мира. А вот в Кубке мира мы вышли на более высокий уровень по сравнению с предыдущими сезонами.

- Как расценили завоевание Кубка наций мужской сборной России и третье место в этом же зачете женской команды?

- Для спортсменов это хорошая мотивация. Для тренерского штаба тоже неплохо: чем больше людей в «красной» группе – тем лучше. Мужчины второй раз подряд опережают норвежцев. Тоже приятно. Ну и женщины, по-моему, последние годы не забирались так высоко. Это должно придать команде определенный толчок.

- Перед финалом Кубка мира в Швеции мужская сборная России опережала норвежцев в Кубке наций почти на тысячу очков. Но за четыре гонки в Стокгольме и Фалуне скандинавы значительно сократили отставание. Почему так случилось? Устали наши парни под конец международного сезона? 

- Этот финальный мини-тур Кубка мира – пусть никто не обижается – у меня ассоциируется с какими-то тараканьими бегами. Судите сами: сначала городской спринт, который многие бегут без мази на держание, потом короткий пролог... Хотя в спринтах у нас и бывают медали, но я всё равно считаю, что это однозначно не наши гонки. И что значит устали?! Все устали. Все видели, как Колонья завершал сезон. В прошлом году Нортуг пропустил всю вторую половину. Так что, это не может служить оправданием.

- Ситуация, когда лыжники пишут письмо в Международную федерацию лыжных видов спорта (FIS) с требованием упростить трассу в Фалуне и грозят бойкотом соревнований, вас удивила?

- Я вообще не очень люблю подписывать коллективные письма. Буду говорить за нашу команду. Если бы кто-то имел опасения, что не сможет пройти фалунскую трассу, он бы сказал об этом тренерам или другим представителям команды, которые бы потом донесли это до FIS. Но ни у кого из наших ребят фатальных настроений не было. На последнем перед стартом гонок в Фалуне собрании капитанов команд мы отстаивали позицию, чтобы при возможном упрощении дистанции не произошло сокращение ее длины. Иначе это было бы на руку норвежцам. К нам, кстати, с обращением к FIS об упрощении дистанции приходила американка Киккан Рэндалл. Поймала только Юлию Чекалеву. Я увидела Киккан и сказала, что сборная России будет принимать участие в стартах в любом случае – вне зависимости от того, какой будет трасса.

- На вашей памяти подобные инциденты происходили?

- Нет! Мы, кстати, в 1993 году бежали в Фалуне чемпионат мира. И этот спуск, из-за которого сейчас разгорелся весь сыр-бор, мы тоже проходили. Никаких проблем не испытывали. Правда, тогда не было гонок с общего старта.

- У наших лыжников прохождение крутых спусков с поворотами – одно из слабых мест.

- Я бы не стала так однозначно говорить. Есть спортсмены, которые могут пройти спуски очень уверенно. Но есть и те, кто боится. Если Маша Гущина боится – она, по-моему, даже на ровном спуске будет бояться. Если Чекалева бросается и проходит спуск технично – так она ведёт себя всегда. То же самое и у мужиков. Бывает, мы и на ровном месте падаем.

- Елена Валерьевна, в нынешнем сезоне вы совмещали должности президента ФЛГР и главного тренера сборной. Тяжело пришлось?

- Не могу сказать, что я уж прямо такой главный тренер. В общем-то, продолжала делать ту же работу, которой занималась и до назначения главным. Но этим самым совмещением мы облегчили труды старшего тренера спринтерской команды Юрия Михайловича Каминского. Когда он был главным тренером всей сборной – разрывался на две части. А сейчас всё нормально. У нас основную практическую работу ведут всё-таки старшие тренеры. Поэтому я не хочу зацикливать внимание на моей персоне как главного тренера.

- Позавчера эстонские СМИ сообщили, что сразу после оправдательного приговора Андрюса Веерпалу, который отбывал дисквалификацию за употребление запрещенных препаратов, вы позвонили его наставнику Мати Алаверу и поздравили с положительным исходом дела. В 2011 году, когда вы рассматривали Алавера на пост главного тренера сборной России, именно скандал с Веерпалу поставил крест на его перспективах. Не хотите сейчас вернуться к тем переговорам?

- Нет – до Олимпийских игр осталось слишком мало времени. А с Мати Карловичем мы нормально общаемся. Если мне нужен его совет, я всегда могу его получить. Наши отношения с ним всегда были хорошими, и я надеюсь, останутся такими вне зависимости от каких-то ситуаций.

- «Слишком мало времени до Олимпиады» означает, что и в нынешнем тренерском штабе нашей команды никаких изменений или дополнений не будет?

- Не будет.

- Группу смазчиков не планируете усилить?

- Куда еще-то?! У нас и так группа смазчиков – 20 человек. Этого достаточно.

- Старший тренер мужской дистанционной сборной России Олег Перевозчиков поставил смазчикам за чемпионат мира «тройку».

- Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И от того, что мы возьмем одного-двух или даже пять новых людей вряд ли что-то станет лучше. У нас сейчас очень хороший, дружный коллектив профессиональных смазчиков. И я не хочу вносить в него изменения. Все-таки ребята уже притерлись друг к другу.

- Сегодня в Сыктывкаре стартует чемпионат России – заключительный старт сезона для многих лыжников. Чего от него ждете?

- Абсолютно ничего не жду. Всем, кто участвовал в завершающих этапах Кубка мира, я сказала, что участие в чемпионате России – обязательно. Понятно, что не нужно бежать всю программу. При формировании национальной команды на результаты чемпионата России я смотреть не буду. В принципе, на 99 процентов состав сборной России на централизованную подготовку к олимпийскому сезону мне уже понятен.

- Один процент оставляете на Петра Седова, который пропустил весь сезон из-за операции на сердце?

- Пётр Седов на 100 процентов будет в команде. Но на чемпионате России все равно побежит.

- По ходу сезона вы поддерживали контакт с Петром или его отцом и тренером?

- Чаще я общаюсь с самим Петей. Хотя и с его отцом Николаем Евгеньевичем, если есть необходимость, тоже созваниваемся.

- Старший тренер мужской сборной России по биатлону Николай Лопухов заявил, что его подопечные в межсезонье будут заниматься исключительного подготовкой к олимпийской зиме и откажутся от всех коммерческих стартов. У лыжников такой запрет будет действовать?

- У наших ребят есть старшие тренера, с которыми они могут обсудить этот вопрос. Если, допустим, спортсмены будут находиться на сборе в том месте, где пройдёт коммерческий старт, и если на эти дни будет запланирована контрольная тренировка, то почему бы не стартовать? Но если ради старта придется куда-то лететь, тут уже сам спортсмен должен понимать, что подготовка к домашней Олимпиаде важнее любых денег.

- После побед Никиты Крюкова на чемпионате мира Юрий Каминский не уставал повторять, что такого результата удалось достичь, в том числе, благодаря летнему сбору в Новой Зеландии. В этом году отправите туда спринтеров снова?

- Если Юрий Михайлович запланирует там сбор – команда поедет. Мы в федерации нормально к этому относимся. Наверное, для Никиты тот сбор действительно получился «в жилу», но для остальных спринтеров – как-то не очень. Ребята выступили в сезоне не так ярко, как хотелось бы.

- В прошлом году летнее первенство России впервые за многие годы прошло не в Острове, а в Рыбинске. В этом году вновь проигнорируете Остров?

- В Остров мы не вернемся 100 процентов. Сейчас рассматриваем два варианта – Рыбинск и Тюмень. К консенсусу придем как раз в ближайшие дни в Сыктывкаре.

- Чем Остров провинился?

- У меня даже юниорская команда туда не поедет! Съездили туда крайний раз. И поняли, что это было ошибкой. Там невозможно жить! Сборной – тем более. Хозяевам базы надо очень сильно задуматься. Перебои с водой. Питание очень плохое – постоянно травимся. Мы не собираемся стоять на коленях с протянутой рукой. Хотя, когда база строилась, денег федерация вложила очень много. К сожалению, всё забывается. Того отношения, которое мы заслужили, мы сейчас там не имеем. Они заигрались с биатлонистами. Пожалуйста.

- В олимпийском Сочи тренироваться будете?

- Летом в Сочи точно не поедем. Возможно, в ноябре. И то – только спринтеры. При условии, что там будет готова трасса из снега. Но дистанционщики должны вкатываться на полноценной трассе, а не на полуторакилометровом круге. Это большой риск. На роллерах мы туда тоже не поедем.

- Опасно?

- Дело не в опасности. Там идет стройка. Нет имитационных кругов. Нет «силовых» залов. В общем, для летней подготовки там нет ничего. На роллерах мы можем покататься и в другом месте. А в Сочи мы были два сезона: на сборах, на финале Кубка России, на чемпионате России, на этапе Кубка мира. Так что, основная сборная с олимпийской трассой знакома очень хорошо."

Читать по теме:

Итоги лыжного сезона 2012-2013

Почему мужская дистанционная команда приехала с ЧМ-2013 без индивидуальных медалей

Никита Крюков - новый король спринта

Все трофеи Кубка Мира по лыжным гонкам 2012-2013

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.

1 комментарий

Уточнение...
Фраза, вынесенная в заголовок, "Хотя в спринтах у нас и бывают медали, но я всё равно считаю, что это однозначно не наши гонки!” вырвана из контекста.
В данном случае Вяльбе говорила о "городском спринте" в рамках финала Кубка мира, как не о нашей дисциплине, а не о спринте как таковом.