Интершум вместо публики. Как устроен российский спорт на примере футбола.

football

Нам давно было интересно узнать, как обстоят финансовые дела в игровых видах спорта. Особенно футбола. Ведь именно футбол "откачивает" деньги из программ развития массовых видов спорта почти во всех регионах России. В команды многочисленных лиг вкачиваются сотни миллионов бюджетных долларов под видом "социальной значимости" футбола - это, по мнению губернаторов и других чиновников, именно то "зрелище", которое, как хлеб, необходимо жителям их регионов.

И вот, пожалуй, первый квалифицированный текст, основанный на реальных, хотя далеко не полных, цифрах финансовой отчетности российского клуба Премьер-лиги "Кубань". И анализ этих цифр поражает! Российский профессиональный футбол - это классическая вещь в себе. Ему не нужны ни болельщики, ни ТВ-трансляции, только удовлетворение властных амбиций руководителей регионов. Практически это постоянно действующий спортивный корпоративчик. И, такое впечатление, что почти сто процентов астрономических зарплат российских футболистов идет по разным ручейкам, но из одного источника: госбюджета Российской Федерации.

СкиРан

Самые интересные события часто проходят незамеченными. К примеру, на прошлой неделе краснодарский футбольный клуб «Кубань» опубликовал отчет о своей финансовой деятельности за 2013 год. Правда, в свободном доступе есть только краткая версия отчета в пару страниц. С другой стороны, это как раз на пару страниц больше, чем делают другие: большинство отечественных клубов ограничиваются предоставлением обязательных данных в налоговую и не сообщают миру никаких подробностей о структуре своих доходов и расходов. Так что даже неполные данные от клуба, занявшего в прошлом сезоне пятое место в Премьер-лиге, крайне интересны: как минимум у наблюдателей появляется возможность сравнить свои догадки и представления об устройстве российского футбольного мира с реальностью цифр.

Теории журналистов оказались довольно точными. Мы знали, что стоимость телеправ трансляций российского чемпионата не слишком велика: полтора года назад самое щедрое предложение составляло около 80 млн долларов на два года, что могло принести каждому клубу 2-4 млн за сезон (деньги распределяются в зависимости от занятого места). Так и вышло: «Кубань» сообщает, что продажа телеправ на матчи российского чемпионата принесла 115 млн рублей (3,16 млн долларов). Это составляет 4,7% от всех доходов клуба. Это до смешного мало: в бюджетах итальянских клубов продажа телеправ составляет 48% дохода, у французских — 47% (правда, французский контракт считается сильно переоцененным). Английским клубам телеправа приносят 47% дохода, турецким — 42%, испанским — 40%.

Понятно, почему руководители российских клубов регулярно требуют, чтобы им платили за телепоказ в десять раз больше, чем сейчас. Непонятно, правда, кто именно должен платить: «Лига ТВ», созданная специально для продажи телеправ Российской премьер-лиги, за два года сумела привлечь только 214 тысяч подписчиков, которые платят в среднем по 74,5 рубля в месяц.

Мы подозревали, что билетные программы большинства клубов не имеют экономического смысла — оказалось, что мы были слишком оптимистичны. «Кубань», пятый по посещаемости клуб в лиге, только 2,2% доходов получила от реализации билетной программы. В абсолютных цифрах это составило всего 55 млн рублей (1,61 млн долларов) за год. В отчете еще раз встречается такая же сумма: 54,5 млн рублей ушло на оплату услуг агентов. Если приплюсовать к продаже телеправ и билетов еще и суммы, вырученные от реализации клубной атрибутики (0,4% доходов), то окажется, что болельщики команды принесли ей только 7,3% доходов. Остальные 92,7% клуб заработал на призовых, рекламе, продаже игроков и, главное, на спонсорах и акционерах.

Конечно, большинство людей, интересующихся устройством отечественного футбольного бизнеса, догадывались, что российский футбол не нуждается в болельщиках (а они — в нем). Но мало кто предполагал, что настолько. Еще раз: только 7,3% доходов одного из самых популярных футбольных клубов приносят зрители, а 92,7% добывается без их участия.

Непонятно только, зачем в такой ситуации строить новые стадионы. Разумнее было бы соорудить вокруг футбольного поля красивую декорацию (или лучше синий экран, на который можно поместить что угодно — от видео заполненных трибун до рекламы спонсора), установить мощные динамики с интершумом и играть себе в комфортных условиях.

Похоже, наше футбольное будущее станет именно таким.

Евгений ЗУЕНКО

Источник: Ведомости

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.